Другие статьи
Евгений Рожанский
Палитризм Дамира Кривенко
«Мы иногда путаем понятие „мастер“ с понятием „художник“ в значении „духовник“. А в каждой работе Дамира Кривенко лежит второй, глубокий слой духовности. Приведу на эту выставку своих учеников, чтобы показать, как надо трудиться, какой должна быть высокая культура живописи», — такими словами наставник начинающих новороссийских художников Владимир Сердюк предварил открытие персональной выставки Дамира Кривенко в галерее «Prima-Юг».
Приятного аппетита!
Трудно не увидеть главную работу экспозиции. Инсталляция в золоченой раме будто приглашает отведать приготовленное блюдо в виде палитры с радужным разноцветьем красок, а по бокам на нетронутом холсте, который служит фоном, лежат вилка и нож.
— Человек состоит из тела и души. Мы всю жизнь работаем на свое тело, но гораздо важнее питать душу — единственное, что мы заберем с собой из этого мира. А духовная пища — это поэзия, музыка, театр, живопись. Работа, которую я задумал как флаг палитризма, называется «Приятного аппетита!» — предложение насытить свою душу духовной пищей, — начинает экскурс Дамир Кривенко. Палитризм (от слова «палитра») — это новое направление ассоциативной живописи, где важны темы чувств и нравственности.
— Почему я заинтересовался палитризмом? Когда пишу, например, пейзажи, палитра сама по себе рождается, я над ней не работаю. Раз в полгода счищаю ее и вижу появившееся в ней богатство. Вообще творчество — это союз человека и Бога. Чем меньше человека, тем лучше, — поясняет художник.
Когда в 1990 году Дамир вернулся домой после службы в армии, отец подарил ему этюдник. Через 17 лет палитра из этого этюдника сама стала картиной, после того как художник очистил ее и увидел Вселенную со сложными цветовыми переливами. В центре мироздания художник разместил неприметную жемчужину, олицетворяющую для него Евангелие, а еще добавил изображение руки — как символ Божественной длани. И назвал работу «Сотворение». А рядом стоит инсталляция «Виват, палитра!», объясняющая суть творчества Кривенко. На постаменте в виде мраморной колонны водружена палитра с надписью на обороте: «Если смотреть на палитру — увидишь труд художника. Если смотреть в палитру, возможно, увидишь его мир».
Гамма чувств
Унижение — ядовито-зеленого цвета с черной примесью. А вот любовь у Дамира — с рыжинкой, потому что он сам рыжий и дети его тоже. В «Палитре человеческих чувств» художник объединил 70 вырезанных из своих рабочих палитр фрагментов, найдя в каждой цветовой гамме человеческое чувство или умозаключение.
— Это одна из основных работ в направлении палитризма, — поясняет Дамир.
— Как утверждают ученые, люди древних цивилизаций испытывали до 360 оттенков чувств. Задача этой работы — показать, насколько богат и разноцветен наш внутренний мир. Наивысшим чувством во всех религиях считается любовь. Но художник справедливо разделяет любовь на общественную и интимную. Любить можно жену, детей, рыбалку, футбол, даже баню. Но есть, или должно быть, очень индивидуальное, очень личное чувство благоговения. Это любовь к Богу, или к Творцу, или к Природе — кому как удобнее. Лишь имея это чувство, считает Дамир, мы можем гармонично жить на земле и гармонично перейти в иной мир. Поэтому благоговение — дверь в будущее, и этот фрагмент взят с овальным срезом палитры, за которым есть крохотное зеркало, чтобы увидеть в нем себя. Точно так же, но в другой цветовой гамме, представлено противоположное чувство — гордыня, которую не зря называют матерью греха. Это тоже дверь, но в бездну. Есть еще одна подобная работа — «Двенадцать месяцев». Создавалась она 12 лет, по фрагменту в год. Однажды, очищая палитру от старой краски, художник увидел в ней реальный осенний пейзаж. Так и стал коллекционировать палитры, подбирая гаммы по месяцам.
Сохранить невинность
Дамир рассказал, что ему с ранних лет помогает идти по жизни пословица: «Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в плохой компании».
Поэтому и появляются на свет великолепные полотна с подписью «Дамиръ». Такие как «Небесная флотилия». Описывать словами подобную живопись — дело неблагодарное, надо увидеть своими глазами парящие над морскими просторами бригантины и каравеллы, чтобы испытать восторг. Или «Жемчужный снег», где в серости непогоды художник уловил прелесть бытия в виде выпуклых, горящих снежных хлопьев и заставил каждого зрителя любоваться красотой, от которой просто трудно оторваться. «Творчество художника уподобляется порой миссионерской деятельности: неожиданно его работа может стать примером небольшой изобразительной проповеди», — написал автор в аннотации к картине «Невинность». Это символический натюрморт, на котором изображен стеклянный бокал в окружении стальных молотков. «Внешняя благопристойность не в силах скрыть вечный диссонанс хрупкой чистоты и грубой силы (на уровне семьи, коллектива, общества)».
— Мир вокруг нас агрессивен и направлен против нашей невинности, — добавляет художник. — А как мы можем сохранить невинность, если молотки легко могут разбить бокал? Не надо ждать до старости, чтобы оценить свою жизнь, насколько она была невинной. Каждый день — это маленькая жизнь. Каждый день мы просыпаемся с этой невинностью, но до вечера она может уцелеть, а может и нет.
Вечные ценности
На выставке Дамир Кривенко представил и самое дорогое, что у него есть — Библию, которую читал 15 лет, а теперь сделал с ней инсталляцию в раме.
Когда был устроен этот мир, были установлены и его неизменные ценности — семья, дети, работа. Но время от времени ниоткуда приходят ценности по форме вроде бы такие же, но в сущности совершенно инородные тела. Как, например, современные компьютерные технологии, из-за которых молодое поколение даже письма любимым пишет и посылает через компьютер. Но известно, что если человек не может ощутить тактильно, пощупать пальцами — разум теряет до 70 процентов информации. Так и компьютер забирает у нас наших детей. Но любые ценности даны нам во благо. Если мы знаем это, то и компьютерную плату будем использовать во благо, а если нет — то для порнографии, банковских афер, вирусов. В добрый путь!
Ему слегка за сорок — возраст самый творческий, когда уже многое пройдено и осмыслено, накоплены богатейшие наблюдения, а впереди, можно надеяться, еще такой же долгий путь. Добавьте к этому гены: родители Дамира окончили Академию художеств имени И. Репина.
В художественном училище, он познакомился с будущей супругой Татьяной, дочерью знаменитого живописца Геннадия Завизионного. Кстати, их старшие сын и дочь обучаются у деда живописи и дизайну, так что продолжат семейную династию. В 1992 году Дамир становится директором выставочного зала при Аппарате Президента Республики Казахстан, где вместе с отцом создает подарочный фонд. Полотна Петра и Дамира Кривенко есть у Папы Римского в Ватикане, экс-президента США Билла Клинтона, у президента Японии и глав многих стран мира. Семья решает осесть в родном Санкт-Петербурге, но дети Дамира часто болеют, им требуется южный климат. Так в 2001 году вся большая семья художников оседает, кажется, теперь уже навсегда, в солнечной Анапе. В Новороссийске Дамир Петрович выставляется впервые, поэтому представил разные направления своего творчества, за исключением разве что классической живописи.
— Осенью будет готова целая серия работ, и перед тем как везти ее в Нью-Йорк, я постараюсь сделать выставку в Новороссийске, — пообещал Дамир Кривенко.
Источник: [08:47], novorab.ru